План проекта является ключевой частью набора инструментов любого менеджера проектов. Конечно, хочется начать работать над задачами как можно скорее, но если вы найдёте время и наметите стратегию реализации проекта, вы сможете сэкономить деньги и ресурсы. Составные части рабочего плана проекта будут постоянно изменяться, при этом базовый план проекта должен оставаться неизменным.
Управление проектом — это приложение знаний, навыков, инструментов и методов к работам проекта для удовлетворения требований, предъявляемых к проекту.
В любом проекте по факту должен существовать не один, а два плана: базовый и рабочий.
Базовый план проекта (baseline) – это официально утвержденный план, с помощью которого ведется измерение статуса проекта и ведется контроль за сроками и за качеством проекта.
Если в базовом плане у вас стоит, что фундамент должен быть готов к январю месяцу, значит руководство будет измерять ход проекта по тому, будет ли готов фундамент к январю или нет.
Менеджер проекта не имеет право менять базовый план. Обычно изменение базового плана обсуждается на уровне заказчика проекта и только после его согласия в план вносятся изменения.
Рабочий план проекта – это план, который изменяется по мере выполнения проекта менеджером. Пришла новая информация или новая задача, значит нужно ее добавить в план.
Как разработать план управления проектом (метод набегающий волны).
Один из методов, который позволяет правильно разрабатывать план управления проектом – это метод набегающий волны.
Суть метода:
- Невозможно и нецелесообразно в самом начале проекта составить детальный план для всего проекта.
- План лучше всего детализировать в ходе накопления информации по проекту.
- Детально прорабатываются только ближайшие этапы проекта (1-2 недели в коротких проекта, 2-3 месяца в больших проектах).
В мире применяются различные методики (стандарты) управления проектами
ГОСТ Р 54869-2011 – российский стандарт по управлению проектами. Был введен в эксплуатацию 1 сентября 2012. В стандарте отражены основные этапы работы с проектами.
PMBOK – разработанный PMI(самая крупная в мире некоммерческая ассоциация профессиональных руководителей проектов) свод правил и законов по управлению проектами. Применяется в большинстве стран мира.
PMBOK – это фреймворк, в котором управление проектом осуществляется посредством надлежащего применения и интеграции логически сгруппированных 47 процессов управления проектом, объединенных в 5 групп процессов:
инициация | планирование | исполнение | мониторинг | контроль | закрытие
Группы процессов управления проектами в процессе управления проектом происходят последовательно, при этом стадии процессов пересекаются друг с другом.
Эти 5 процессов применяются ко всему проекту в целом и также к отдельным этапам проекта и подпроектам.
Доминирующими являются Планирование и Выполнение
Материалы по теме:
Руководство PMBOOK (пятое издание)
Свод знаний по управлению проектами (PMBoK)
Технология проектного планирования