Все разработчики относятся к тому или иному грейду — от «интерна» до «сеньора плюс». Сейчас мы дорабатываем эту классификацию, уточняем портреты и названия грейдов (чтобы было без обидных «минусов»), вносим правки в Матрицу компетенций.
Расскажу об актуальных требованиях к этапам профессионального развития.
Интерн: как правило, стажер-студент, у которого нет опыта промышленной разработки. По результатам стажировки мы принимаем решение о трудоустройстве интерна. Прежде всего обращаем внимание на умение разобраться в реальной задаче и довести ее до результата, на способность работать в коллективе.
Джуниор: способен быстро и хорошо обучаться, усваивать материал. Справляется с типовыми задачами и пишет чистый код. На этом этапе для нас важно качество решений, а не скорость.
Мидл минус: самостоятельный разработчик, который уже не требует такого объема внимания наставника, как джуниор. Кроме качества кода, начинает демонстрировать и высокую продуктивность за счет хорошего владения рабочими инструментами и погружения в контекст команды/продукта.
Мидл: обладает выраженным доверием со стороны коллег и способен решить практически любую задачу в зоне ответственности команды, кроме, может быть, самых больших и сложных.
Мидл плюс: разработчик, полностью погруженный в контекст зоны ответственности команды и способный решить любую задачу из бэклога команды. Делает это в том числе благодаря глубоким знаниям об используемом стеке технологий. С этого уровня у разработчиков появляются зоны ответственности: за архитектуру какой-то части системы, за людей или результат по большим командным задачам.
Сеньор минус: такого разработчика отличает или большая зона ответственности (техлидерство в значимой части системы, тимлидерство в команде из нескольких человек, фичалидерство в больших задачах, требующих выраженных управленческих навыков), или умение решать сложные технические задачи, часто сопряженные с высокой степенью неопределенности и требующие предварительных исследований.
Сеньор: ведущий разработчик, продемонстрировавший успех в нескольких зонах ответственности (возможно, в результате переходов между командами). Или успешно работающий техлидом или тимлидом в большой команде, состоящей из нескольких подкоманд.
Сеньор плюс (звезда): все то же, что и для сеньора, но за спиной у звезды много крупных историй успеха, масштаб которых заметен всей компании, а сам он — лидер мнений в Управлении разработки.
От грейда к грейду
ОВК.Груп заинтересован в начинающих разработчиках. Они могут подняться от джуниора до начала мидла за 6–12 месяцев. Студентам из-за учебы приходится потратить на это примерно на полгода больше времени. Мы берем талантливых студентов-программистов на стажировку и образовательные программы. Трудоустраиваем тех, кто способен уложиться в принятые нами сроки.
Переход к более высоким грейдам связан с профессиональными качествами работников. Мы продолжаем наблюдать, помогать и оценивать. Особое внимание уделяется разработчикам на этапе перехода в сеньоры. Этот грейд характеризуется высоким доверием со стороны компании. Им мы поручаем самые сложные и важные задачи. Они запускают новые проекты, ведут разработку ключевых инфраструктурных решений.
Важно наблюдать за траекторией движения разработчиков. Регулярная многоплановая оценка помогает вносить необходимые коррективы в развитие сотрудников, справедливо повышать зарплату и должность.